Как это было. Горные лыжи в СССР
Следуя пробуждающемуся интересу к различным проявлениям (в том числе и бытовым) жизни в стране под названием СССР, мы захотели попробовать окунуться в горнолыжную жизнь тех времен. При создании статьи мы не преследовали цели создания какого-либо аналитического отчета с различными статистическими срезами. Вместо этого мы хотели попробовать передать ту горнолыжную атмосферу в различных мелких зарисовках и частных описаниях, нисколько не претендуя на полноту и общность. Итак, начнем.
История горных лыж в СССР началась в 1923 году, когда врач А.А. Жемчужников вместе с командой лыжников открыли секцию альпийских лыж (позднее буржуазное слово «альпийские» было заменено на «горные»). Секция обосновалась на тех самых Воробъевых горах, позднее ставших одним из центральных горнолыжных мест Москвы. Из Скандинавии завезли снаряжение и материалы по обучению катанию. С этого момента в нашей стране началась собственная горнолыжная история; возводятся новые объекты на Ленинских горах; по стране проходят лыжные спортакиады и соревнования по таким горнолыжным дисциплинам, как слалом, слалом-гигант, скоростной спуск. Великая отечественная война приостановила бурно начавшееся развитие, но тем не менее даже и во время войны проводились городские и союзные чемпионаты по горным лыжам . После войны горнолыжный спорт стал развиваться стремительными темпами. Этому способствовало и вступление СССР в международную горнолыжную федерацию. Основная масса соревнований того времени проводится в Алма-Атинском Чимбулаке. Первая и единственная по сей день бронзовая медаль на олимпийских играх 1956 года в Кортина д'Ампеццо в слаломе досталась советской горнолыжнице Евгении Сидоровой (В 1994-м серебро у Светланы Гладышевой в Лиллехаммере). В СССР стали проводится собственные чемпионаты с участием спортсменов мировой величины. Впервые СССР учавствует в международных кубковых соревнованиях.
Ски-экстрим
|
В 31-м году возглавляемые Жемчужниковым лыжники (братья Коломенские, Инюшин, Ширяев, всего 13 человек) впервые в СССР покорили зимой перевал Твибер |
Высокогорный лыжный туризм берет начало еще с 30-х годов. Экспедиции Осовиахима Жемчужникова и Бархаша совершают походы через снежно-ледовые перевалы Твибер (3600 м) и Цаннер (3950 м) со спуском в Сванетию и возвращением. Первоначально горнолыжный туризм подразумеват под собой как раз многодневные походы в горы, через перевалы, ущелья и ледники, а не цивилизованный отдых в кафе с горячим глинтвейном. Помимо горных лыж в арсенал походника входят спальник, ледорубы, кошки, веревки. Катание на лыжах в глубоком снегу высокогорья — заслуженная награда после изнурительного восхождения. Горные походы при отсутствии качественной связи и служб экстренной помощи являлись серьезным испытанием на выносливость и требовали от участников серьезной спортивной подготовки. Как правило, в такие походы отправлялись команды профессиональных спортсменов от горных секций, но с огромным риском для жизни совершались и одиночные походы. Первый спуск на лыжах с Эльбруса был осуществлен в последствии чемпионом по скоростному спуску Вадимом Гиппенрейтером. Далее были спуски на лыжах с подножий Эвереста, Гималай, Памира.
Из авторских заметок «Ещё раз о лыжах» ( http://www.clamber.ru/117-eshhyo-raz-o-lyzhax.html ):
Инструктору туристской гостиницы «Азау» Владимиру Майбуку не пришлось ездить за тридевять земель. Я хорошо помню этот случай, едва не стоивший Володе жизни, потому что до сих пор дружу с ним и регулярно переписываюсь. В конце ноября Володя прошел через перевал Чипер-Азау, расположенный в Главном Кавказском хребте, из ущелья Азау в долину Ненскрыра, из Кабардино-Балкарии в Сванетский район Грузии. Он рассчитывал, используя лыжи на подъемах и спусках, пройти от жилья и до жилья за сутки-двое, а переход у него занял четверо суток.
На подъеме он тропил свежевыпавший пушистый снег и продвигался очень медленно. Снег был глубокий , и все время осыпался в колею. Заночевать ему пришлосьв вырытой снежной пещере, не доходя до перевала. Копал лыжами и руками. Палатки у него не было и ему пришлось съежиться от холода в ватном спальнике. Он максимально облегчился, чтобы быстро пройти маршрут, и теплых вещей у него было мало, а те , что были, он постарался использовать с пользой.
Сидел он в горнолыжных ботинках, рюкзак одел на спальник в ногах, всю ночь старался не спать и немного двигаться внутри спальника. К утру он так замерз, что еле вылез из спальника. Но, кое-как одев лыжи, упрямо полез дольше, хотя вернуться было гораздо проще и быстрее. В этот день он рассчитывал пройти перевал и спуститься на лыжах в селение Чубери. Но природа внесла коррективы. По колено и выше в снегу спускаться было очень трудно, почти невозможно, ведь лыжи не катились. И Володя, сняв лыжи и привязав их к рюкзаку, пошел пешком. Пришлось идти чуть не по грудь в снегу, разгребая снег руками, трамбуя коленями. Несколько раз он падал. Это было самое сложное – подняться. Потому что встать на ноги в таком снегу было неимоверно трудно, не было опоры. Володя тонул в снегу, его, упавшего, засыпало, он барахтался, пытаясь встать.
Приходилось снимать рюкзак, вставать, снова одевать рюкзак и уже потом идти дальше. Это отнимало много сил и времени. Спустившись к подножью перевала, он походил на снеговика. В этот момент он начал сомневаться в успехе своего мероприятия.
На второй день пути он провалился в реку до колен. Выжав носки и внутренний ботинок, он обулся и пошел дальше. Идя в мокрой обуви, он подморозил ноги. Они опухли так, что наружный ботинок не застегивался. Они так болели, что каждый шаг давался с трудом и болью. Володя не взял примус и топливо, поэтому горячего попить и поесть не мог.
На лыжах приходилось катиться малую часть пути. Почти все время пешком с обмороженными ногами. Лыжи бросить было жалко (казенный Польспорт), и он тащил их, невзирая на сильную усталость и боль в ступнях ног. На ночевках почти не спал. Лишь изредка забывался на несколько минут. Просыпался от дрожи, сотрясавшей все тело. Тут же начинал растирать немеющее, страдающее тело.
После второй ночевки он понял, что не дойдет. И все же шел, машинально переставляя ноги, корчась от боли, бессонницы, голода и холода. Он уже не шел, а брел, как пьяный, когда вошел в первое сванское селение Чубери. Он смог еще объяснить пораженным сванам, что пришел через перевал. Он смог самостоятельно дойти до дома, где его приютили, накормили и обогрели. А потом выключился на сутки.
Сваны сполна исполнили святой закон горского гостеприимства, но с трудом поверили, что человек может в это время года в одиночку практически без специального снаряжения и продуктов пройти перевал. Но Володя своим рассказом, а, главное, своим видом убедил их.
60-е годы
На 60-е года приходится расцвет любительского горнолыжного катания. В самом начале 60-х сами горные лыжи в обществе еще не воспринимаются какой-то очень дорогой экзотоикой (элитарность и аристократизм этому увлечению станут приписывать позже). Любительские горные лыжи идут в одной связке с горным туризмом и альпинизмом, и катание на них рассматривается лишь как небольшая часть всего турпохода. Однако совсем скоро горнолыжное катание обретает самостоятельность и становится самодостаточным видом любительского спорта.
|
Карл Шранц Является одним из наиболее успешных горнолыжников всех времён. |
К этому моменту в мире уже возведено и благоустроено огромное количество горнолыжных курортов . В СССР построена канатная
Жан-Клод Кили знаменитый французский горнолыжник, победитель зимней Олимпиады 1968 года в Гренобле во всех трёх видах горнолыжных соревнований, обладатель первых двух Кубков мира по горнолыжному спорту. |
дорога на горе Чегет, впоследтсвии ставшей одним из самых популярных мест катания. В это же время в спорте появляются имена горнолыжников, ставших впоследствии легендарными — Жана-Клода Кили и Карла Шранца. Карл Шранц посещает туристическую базу Терскол. О его знаменитом визите вполследствии сложилась масса правдивых и неочень историй. По одной из них, якобы выяснилось, что Шранц совсем не любит кататься на горных лыжах, и даже побаивается их. И когда он приехал на Эльбрус, его поверг шок от увиденных гор, никак не соответствующих господствовавшим на тот момент правилам техники безопасности. Перед своим первым спуском он досконально и скрупулезно изучал трассу, настоял на установке демпфирующих элементов безопасности в виде матов и прочего сопутствуещего материала, и потом … медленно спустился по ней. Свидетельства дальнейших совершаемых безобразий горнолыжной звезды на Эльбрусе совместно с советскими партнерами по цеху разнятся и изобилуют различными подробностями, но итоговым результатом этого спортивного (и не очень) путешествия стала фраза, им произнесенная в австрийском спортивном журнале: "Когда русские оседлают Эльбрус канатными дорогами, они будут такими же непобедимыми в горных лыжах, как и в других видах спорта".
Параллельно в СССР и остальном мире создаются системы по обучению любительской горнолыжной технике. Помимо тренеров горнолыжных школ, класс наставников в лыжной иерархии дополняется новой категорией - инструктор по горным лыжам.
К сожалению, у нас только в 80-е годы стали появляться специально разработанные «туристические» методики с педагогическим акцентом на любительский уровень. В 60-е годы за основу обучения берется спортивное катание с различными упрощениями и вариациями.
Типичное инструкторское помещение — маленький вагончик, оборудованный предметами быта первой необходимости, минимальным инструментом по уходу за лыжами и столом для дружеских посиделок с коллегами и новыми учениками. И бывший или по ныне практикующий тренер какой-нибудь детской школы во главе стола.
Коснемся в нескольких словах техники катания. Понятно, что речь будет идти исключительно о классической технике. В 60-е года ключевые моменты в обучении туристическому катанию — телемарк, христиания, авальман, плуг. Что касается телемарка, то в 60-х годах это был уже исчезающий вид катания. С появлением хороших горнолыжных креплений, катание без закрепленных задников сходило на нет, и практиковалось большей частью среди тех, кто по-прежнему катался на старых деревянных лыжах с самодельными креплениями. Но традиция телемарка не умерла, и в 70-е отмечался даже всплеск интереса к такому катанию, и последователей этого типа катания можно встретиь и сегодня. В первые дни занятий с инструктором осваивалось катание плугом, и постепенно делался переход на параллельное катание. После этого можно было уже ехать высоко в горы. После успешного освоения поворота христианией на параллельных лыжах, лыжник на склоне смотрелся уже не так неуклюже. В среднем на постижение незамысловатого туристического катания, чтобы лыжник так резко не бросался в глаза своей неуверенной стойкой, уходил один сезон. Далее шла полировка приемами полученных азов техники. Трассы как правило имели низкое качество подготовки и изобиловали буграми, поэтому значительное время уделялось авальману (выталкивание лыж вперед с подтягиванием ног в начале поворота). Начинающие упорно трудились в попытках загрузки-разгрузки лыж посредством сгибания-разгибания в фазе поворота. У старательных и способных начинающих лыжников апофеозом двухнедельного пребывания в горах становится ритмичное катание на параллельных лыжах с частыми сопряженными поворотами.
Теперь о лыжах . В спортивных кругах и лыжи крутятся другие. Иногда встречались лыжи Слалом - русская копия австрийских Кестле. Также на слуху были такие марки как австрийские Fischer, Kneissl, югославская, и позднее французская фирма Elan. Такие, по-настоящему элитные, лыжи являлись предметом зависти или неописуемого восторга даже у не посвященных в горнолыжную жизнь обывателей. Блеск декоративного покрытия, дизайн, навороченные крепления — все вместе смотрелось авангардом современного искусства. Такие лыжи как правило снабжались креплениями «Маркер» типа «полуавтомат».
Но основная масса «лиц, не приближенных к горнолыжному спорту» ездила на деревянных лыжах. Полноценное собственное производство горных лыж в нашей стране появилось только в начале 70-х, а в 60е годы — это деревянные лыжи с самодельным кантом, как правило, прикрученном на шурупах, либо «бэушные» доставшиеся от спортивных школ лыжи без опознавательных знаков. Либо, мукачевки — лыжи мукачевской фабрики. Делались из сосны, в лучшем случае с добавлением карельской березы. В простонародье звались "дубовые". В 57-м появляются лыжи с дюралевыми кромками.
Тросиковые крепления Кандагар |
Горнолыжные крепления. Первые крепления для горных туристов как правило представляли набор кожаных ремней,
|
Salomon Allais-Lift Начало выпуска горнолыжных креплений, включающих в себя автоматическое переднее крепление SKADE и систему LIFT закрепления пятки (с помощью тросика и рычага, устанавленного перед передней головкой). |
несколько раз обмотанных вокруг ботинка. Далее пошли вход крепления типа «кандахар» - жесткое не шарнирное крепление носка ботинка в крепкой скобе. Эта конструкция предусматривала использование только специальной обуви, сшитой из толстой кожи, имевшей плоскую твердую подошву и усиленный задник. К это времени уже разработаны полуавтоматы с фиксированным задником и высвобождающейся головкой (Маркер, Look-Nevada, Salomon), но встречаются они редко. По-прежнему используются ременные крепления, состоявшие из двух или трех пар колец, установленных на лыжи.
|
Шнурованные кожаные горнолыжные ботинки Roces стали известны в конце 50-х |
Горнолыжные ботинки . Пластмассовые ботинки с клипсами начали только-только появляться в конце 60-х. А до этого катались в кожаных шнурованных ботинках. При длительном катании шнурки ослабевали или развязывались, и их время от времени приходилось заново затягивать. Впервые французская фирма "Caber" выпустила ботинки, вместо шнуровки снабженные металлическими клипсами. Бакли вместо шнурков - великая инновация того времени. Попытки изготовить ботинки из пластмассы долгое время оставались безуспешными. Полимеры того времени были или слишком дороги, или не прочны, или не долговечны, в любом случае не выдерживая конкуренцию с кожей.
КСТАТИ: Автоматические крепления для внутреннего пользования были придуманы Эдгаром Нагорным, отцом знаменитого тренера Вольдемара Нагорного. Пятка фиксировалась специальной защелкой. А к лыжине с боков были приделаны шурупами две металлические пластины. Они шли вдоль ботинка вверх и крепились к лодыжке - там специальный был ремень с войлоком, чтобы не терло. Пластины ходили вместе с ногой вперед-назад, но елозить вправо-влево ботинку не позволяли. При сильном ударе нога из крепления вылетала. ( источник http://www.sport-express.ru/newspaper/2002-12-25/8_2/ )
Позднее, среди инвентаря распространение ненадолго получают клепанные и клеевые металлические лыжи. В лыжной экипировке в это десятилетие появляется польская фирма Полспорт, и болгарская Младость, имевшие достаточное количество поклонников в горнолыжной среде.
Фольклер: Хочешь сделать другу гадость - подари ей лыжи Младость.
Металлические лыжи имели ряд конструктивных недостатков — больший вес, на морозе снег намерзал на поверхность, и они практически останавливались. К тому же металлические лыжи сильно вибрировали (по сравнению с деревянными) на жестком снегу, что осложняло управление, а при ударах — легко деформировались.
КСТАТИ: Первыми советскими металлическими лыжами были самолетные лыжи для взлета и приземления на заснеженные участки.
70-е годы
Горнолыжный туризм продолжает наращивать обороты. В Чегет люди ездят уже далеко не по первому разу. Сооружается канатная дорога на вершину Муссу-Ачитару, и Домбай на ряду с Эльбрусом становится одним из главных горнолыжных центров. Прожженные горнолыжники к этому моменту имеют за плечами серьезный горнолыжный опыт, приобретенный в различных горах Советского Союза, и ближнем зарубежье. Но альпийские горы остаются неприступными и непокоряемыми для обыкновенного советского гражданина, и не столько по причине их грандиозности и величественности. Но слухи о небывалом сервисе и комфорте западных горнолыжных курортов начинают расползаться по сарафанному радио от «бывалых» дипломатов и сотрудников торгпредов.
К концу 70-х лавинообразные потоки туристов к всеобщему товарному дефициту Союза добавляют еще одну условную единицу — подъемники. Выстраиваемые утренние очереди к подъемникам сравниваются по длине с очередями в винный магазин перед открытием. Если маятниковые подъемники, доставляющие туристов на гору худо-бедно справляются с потоком, то уже «на месте» покататься на бугеле без длительного простоя в очереди становится невозможно. Очереди и ажиотажный спрос на новомодный туризм дают толчок к началу развития курортной инфраструктуры. В некоторых местах устанавливаются доселе диковинные для советского туриста югославские кресельные подъемники, склоны начинают укатывать специальными машинами-ратраками, завозятся снежные пушки. Студенческие посиделки у камина дополняются апре-ски в советской вариации. Открываются бары и рестораны, строятся новые гостиницы курортного типа, включающие бассейны, сауны, игровые залы.
Возрастает качество экипировки. Уже ставший классическим горнолыжный стиль в виде вязанного свитера и утепленных штанов-шаровар, обычно дополняемых гитарой и термосом обогащается редко встречаемыми в ту пору новомодными горнолыжными комбинезонами . Яркие расцветки костюмов, привлекая внимание на склоне, отрабатывают свои первоначальные функции безопасности, но и намекают на статус приезжего горнолыжника.
|
Лыжи ВИЛС |
Также в 70-х запускаются в серийное производство ВИЛСовские и Мукачевские отечественные металлические лыжи. Первые, не смотря на хорошие прочностные характеристики, не отличались какими-либо динамическими качествами. Изначально планировалось выпустить дерево-металлические лыжи, но лыжа просто не получилась. Технология оказалась сложной и капризной, лыжа получилась тяжелой, металлические слои плохо приклеивались, деформировались при сильном ударе и часто отслаивались (это, надо сказать, случалось с металлическими лыжами многих фирм). В конечном итоге был налажен выпуск серийных стеклопластиковых лыж с деревянной сердцевиной под названием ВИЛС. Самые продвинутые горнолыжники умудрялись покупать новые или бэушные лыжи, привезенные из западной Европы.
Мукачевские лыжи были более удачны, но тем не менее впоследствии на заводе стали по лицензии выпускать лыжи под маркой Фишер. ВИЛСовские лыжи перестали выпускаться в начале 90-х годов, поставив точку в советской горнолыжной промышленности.
В 70-е годы появляются и новые технологии в производстве лыж. Точнее, они появляются в 50-х, а успешно внедряются уже в 60-х. Но именно в 70-х о новых типах лыж становится известно особо продвинутым советским горнолыжникам. На смену металлическим конструкциям, приходит новаторская технология «кэп» - лыжа с крышкой из нержавеющей стали и деревянной сердцевиной . Революционером в этой области становится фирма Head. Ховард Хед разработал и в 1954 году запатентовал технологию производства дерево-металлических лыж с пластиковой скользящей поверхностью. Новые лыжи обретают хорошие скользящие свойства, они наиболее прочны на скручивание чем деревянные аналоги, и более динамичны сравнении с металлическими. Декоративный пластик сверху завершал дизайн самой совершенной на тот момент лыжи. В 1967 году Хед предложил модель 360 — универсальную версию Competition для неспортивного катания, которая стала одной из наиболее продаваемых лыж в мировой истории. С ультрановаторскими технологиями фирма Хед к концу шестидесятых становится лидером в производстве горнолыжного снаряжения.
|
Ski-стопы от Salomon Применение первого автоматического ски-стопа – тормоз Верли (Wehrly). |
Пластиковы горно- лыжные ботинки ROCES |
Из креплений были распространены советские крепления КЛС, Нева (скопированы у фирмы Маркер), Нева-2. Отсутствие ски-стопов компенсировали веревочками, привязанными к ботинкам. Хотя сами ски-стопы были разработаны еще в 61-м году Э.Миллером. Сами крепления застегивались вручную. Ну и здесь следует упомянуть о ставших уже нарицательными импортных автоматических пружинных креплений со ски-стопами - Маркер и Salomon.
|
Горнолыжные ботинки на клипсах Терскол. |
Ботинки в массе своей были кожаные, шнурованные. Для достижения нужной жесткости их приходилось очень сильно шнуровать. Двухслойные ботинки имели систему двойной шнуровки - необходимо было сначала полностью распутать наружную шнуровку, затем подтянуть внутреннюю и вновь завязать наружную. Иногда попадались еще польские кожаные ботинки на клипсах. Стали чаще встречаться завезенные из-за рубежа пластиковые ботинки на клипсах. Новой пластиковой технологией воспользовалась фирма ROCES. Первые пластиковые лыжные ботинки ROCES имели огромный успех. Использование пластика проложило дорогу будущим новинкам - Alpine, Dynafit, Salomon. Появляются отечественные горнолыжные ботинки Терскол на клипсах.
mata (клуб Ski-pro.ru) пишет :
2-3 года сама каталась на кожаных ботинках.назывались они Чегет, внутренний ботинок надо было шнуровать очень крепко,а внешний можно послабее... а какой длины были шнурки!!! и не шнурки вовсе,киперная лента с Фабрики обогатительной,эта лента тоже безумный дефицит,ее родители с работы приносили!... кольца на палки сами делали... кстати,они и сечас у меня есть, как память оставлены.
Logo-alex (клуб Ski-pro.ru) пишет :
Лыжи покупали в комиссионке за бешеные деньги, Чешские костюмы горнолыжные стоили 60 руб. Мне такой купили в 79 году в магазине "Прага". Полукомбез, и куртка, не утеплённая с псевдо-защитой на коленях и локтях. Лыжи Советского производства в принципе можно было купить и в магазине в Москве. А вот на склоне нужен был собственный бугель, а на подъёмник пускали бесплатно, склоны были в ведении спортклубов. Помню мы постоянно в Лозу ездили.
80-е годы
|
Среди экспертов особенно ценились горные лыжи K2 700-х серий. Они отличались хваткостью кантов на льду и торсионной жесткостью. Найти их на толкучках в то время было невозможно. |
Отдельные счастливчики становятся обладателями лыж K2, Blizzard, Elan. Хорошие фирменные лыжи в Москве с большой наценкой можно было приобрести в комиссионном магазине на Соломенной Сторожке. Горнолыжная толкучка располагалась на ул. Сайкина (Автозаводская). Ассортимент - советские лыжи, лыжи стран восточного блока — младость, поллспорт, редко попадались западные экземпляры. Западные производители осваивают новые технологии, позволяющие создавать чуть приталенные лыжи, сохранив пластичные характеристики. До этого такие эксперименты приводили к поломке лыжи при значительной загрузке в повороте. Лыжи при этом все равно оставались классическими в сравнении с современной карвинговой геометрией, но лыжники стали отмечать возросшую чистоту ведения лыжи.
Кожаные ботинки на шнурках замещались более современными пластиковыми ботинками на клипсах. Самыми популярными в Москве были ботинки Alpine. В 80-е они стоили порядка 160 - 250 рублей. Одноклипсовые ботинки Salvo можно было купить в обыкновенном спортивном магазине, но не каждый день. Также, преимущественно в спортивных школах, встречались ботинки Dynafit, Сан-Марко. Были и совсем экзотические ботинки, состоящие из 2-х частей: внутренний ботинок - кожанный на шнурках, внешний - пластиковый на клипсах. Сначала шнуровался внутренний ботинок, и затем нога вставлялась во внешний.
Самые распространенные крепления Маркер стоили порядка 120-140 рублей. Позже на рынке появились дешевые автоматы от фирмы Look, которые стоили значительно дешевле. Постепенно в Союз стали просачиваться все мировые бренды, и в комиссионках к концу 80-х уже имелся достаточный выбор как лыж, так и креплений с ботинками.
В горнолыжной одежде мембранная ткань появилась позднее, и горнолыжные комбинезоны и куртки в основном были либо на синтепоне, либо с пропитками. Но в СССР по-прежнему, профильный горнолыжный костюм — редкость на склоне. Горнолыжной одежде уделялось не много внимания, и в как-таковую горнолыжную экипировку данная категория не входила. Главное — это оторвать дорогущие импортные лыжи с креплениями-автоматом и комфортные ботинки Альпина. Поэтому в одежде в ход шло все - пуховики, болонки, трикотаж. Наиболее массовый вариант — либо непромокаемые штаны и куртка , либо обычный трикотажный тренировочный костюм. Еще один вариант «горнолыжного костюма» - джинсы плюс куртка появился только после исчезновения джинсового дефицита.
Хочешь сделать другу гадость - подари ей лыжи Младость. |
Москвичи катались там же — спортбаза «Турист» в Шуколово, Воробъевы горы, Крылатское, Нагорная. В массе своей преобладали бугельные подъемники от предприятий.
КСТАТИ: В Крылатском до сих пор действует три бугельных подъемника от каких-то там организаций тех времен, которые не только пережили 90-е, но и сохранили такую раритетную собственность в полностью работоспособном состоянии. Иногда там же устраивается любительский слалом «тех времен», когда вместо современных пластиковых вешек, устанавливаются деревянные палочки с флажками.
Начало 80-х годов стало триумфальным и самыми яркими периодом советского горнолыжного спорта. Единственная бронзовая олимпийская медаль Евгении Сидоровой, взятая в слаломе в далеком 56 году, не обещала ни чиновникам, ни болельщикам каких-либо успехов советских спортсменов в горнолыжных дисциплинах. Успех Е. Сидоровой тогда отнесли к разряду случайных, поскольку материальная база отечественного горнолыжного спорта (оснащение горнолыжных центров, гостиницы, подъемники, трассы) далеко отставала от уровня развития зарубежных комплексов. По материально-техническому обеспечению горнолыжный спорт всегда находился на самом последнем месте. Ни экипировки, ни инвентаря, ни подъемников, ни современных трасс. Как завелось еще с 40-х годов, Союз делал ставку исключительно на те виды спорта, в которых спортсмены могли бы взять медали. Горнолыжный спорт в эту категорию совсем не попадал. В парадоксе первоначального появления курицы или яйца спортивные чиновники отдавали предпочтение яйцу. Сначала медали, потом деньги и хорошая экипировка. Так, на Олимпиаде в Инсбруке в 76-м году нашу горнолыжную сборную 18-летний Владимир Андреев представлял в единственном числе! Ни тренера, ни сервисера, обслуживающего спортивный инвентарь, посылать с ним не стали, посчитав напрасной тратой денег. Все равно, дескать, медаль не светит. Наша промышленность не выпускала ничего, кроме допотопных львовских лыж, а закупать все за границей было накладно. И вдруг…
Конечно, те события, которые произошли, нельзя назвать случайными. За победами стояли годы изнурительных тренировок и напряженная борьба. Изменения в политике спорта начали происходить еще в 70-х. Одно из них связано с назначением очень молодого Леонида Тягачева на должность тренера советской сборной. Не смотря на сегодняшнюю несмолкающую критику в адрес этого спортивного чиновника, необходимо признать, что для будущих побед 80-х Тягачев сделал внес наивысший вклад. Он как-то сумел привлечь на свою сторону на общественных началах ряд ведущих мировых специалистов и советских опытных тренеров, которые в молодости сами были спортсменами. Именно его воспитанники впоследствии стали призерами и победителями Кубка мира. Да и к к тому времени уже выросла сильная преподавательская школа, усовершенствовалась спортивная методика тренировочного процесса. Горнолыжные центры Камчатки, Уфы, Кировска, Междуреченска (Кемеровская обл.) и Шуколово (Московская обл.) стали кузницей советских спортсменов. Страна стала обзаводиться современными трассами, достойными для проведения чемпионатов; они находились например в Грузии, Казахстане, Узбекистане, в Карпатах.
И тем не менее, к восходу собственных горнолыжных звезд не был готов никто. Ни у нас, ни на западе. Тут опять стали вспоминать знаменитые слова Шранца про «непобедимых русских», и западный мир всерьез заговорил про пробуждающие ростки новой горнолыжной державы.
В 1981-м заявляет о себе первый советский победитель этапа Кубка мира в Аспене - Валерий Цыганов. Но самым ярким спортсменом той эпохи был безусловно Александр Жиров. Позднее, после трагической гибели Александра, «горнолыжник номер один» Ингемар Стенмарк скажет о нем «Жиров был замечательным горнолыжником. Наверное... (пауза) он был гением.». Из 19 соревнований на Кубок мира по слалому и слалому-гиганту он 14 раз был в десятке сильнейших, причем 7 раз оказывался среди призеров и четырежды выигрывал эти популярнейшие соревнования. Неоднократно побеждал самого Ингемара Стенмарка в дисциплинах слалом и слалом-гигант. Гибель Александра Жирова в автомобильной катастрофе стала огромной потерей для советского спорта.
Советская горнолыжная школа продолжает совершенствоваться и плоды её деятельности мы увидим еще в начале 90-х. Славу российскому спорту принесут наши знаменитые горнолыжницы Светлана Гладышева, занявшая в 1992 году третье место на чемпионате мира в Заальбахе (Австрия) и в 1994 году второе место на зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере (Норвегия), Варвара Зеленская, ставшая третьей в общем зачете Кубка мира-97 по скоростному спуску — самое престижное достижение в горнолыжном спорте. Но в дальнейшем российскому спорту в горнолыжных дисциплинах похвастать было уже нечем. Новая страна в 90-е годы обрела совершенно другие реалии и ориентиры. Но, как говорится, это уже совсем другая история.
slalomer (клуб Ski-pro.ru) пишет :
Хорошие лыжи покупались заграницей и тут по знакомым расходились. Предел мечтаний K2 Race, которые привозились заграничниками специально на продажу, причем изрядно поюзанные, но счастья меньше от этого не становилось. Младость и полспот, кажется польские купить было попроще. Ремонтировались лыжи всеми возможными способами, парафинились, латались, шпатлевались и конопатились, но никогда не выбрасывались. Редкость было найти новые канты. В спортмагазах продавались ботинки Salvo кажется одно-двух клипсовые. Больше в них ничего купить было нельзя. Маркеровские крепления с нормальной пяткой появились в москве кажется ближе к концу 80-х.
Mishka-s-Gor (клуб Ski-pro.ru) пишет :
Начало моей лыжной истории, это 80-е годы и альплагерь "Уллу-тау" в горах Кабардино-Балкарии. В лыжных прокатах были в основном Младость и Полспрорт с крепления Нева и Нева-2. При особом расположении ски-мастера, можно было получить в прокат Фишера с креплениями М-35. Верх изысканности! Автоматы! Заглядывались на спортивные французские Еланы с металлическим обер-кантом и вышеупомянутые американские К-2!
Эх! И ведь на всем этом катались и не нюнили, что лучше купить, чтобы ходить по свежаку или по буграм? У многих Чегет был первой горой!))) До сих пор помню свой первый спуск по второй очереди Чегета, фактически жопслеем).
Ботинки - красные Альпины. Это тоже верх счастья! Если не повезло, то тросиковые Полспорт. Пока застегнешь, все пальцы сломаешь... Одежда формы номер восемь, что нашли - то и носим)). В лучшем случае Абалаковские пуховки, розового цвета. А в основном - ветровки и штаны из болоньи, поверх спортивного костюма.
И как наблюдение... В 80-х хорошие лыжи и одежда, это был признак аса, который уходил вниз по склону, не глядя, прям со ступенек кофе "Ай". В 90-х тоже самое, это неожиданно обогатившиеся новые русские, для которых горные лыжи были одним из признаков богатства). Кататься как правило не умели, чем и смешили на склоне бывших советских граждан).
Но самое незабываемое во времена, когда в горы ездили по путевкам профсоюзов, это дух обстановки всеобщего равенства и братства!
При подготовке статьи использованы материалы сайтов
- www.ski.ru ( http://www.ski.ru/static/361/2_27139.html , http://www.ski.ru/static/341/2_12812.html )
- www.i-skier.ru ( http://www.i-skier.ru/3.html , http://www.i-skier.ru/5.html )
- mustag.ru
- lsgsoftware.narod.ru
- sport-express.ru
- www.popmech.ru
- www.clamber.ru
- Ski-Pro.Ru
- my-salomon.ru
Отдельная благодарность членам клуба Ski-Pro.Ru за помощь в создании статьи. Обсуждение, комментарии, дополнения на форуме . Есть намерение улучшить статью новыми фактами и подробностями.
Внимание! Данная статья написана специально для Skimaster.Ru. Перепечатка материала разрешается только с указанием активной ссылки на оригинал статьи, а также с сохранением всех гиперссылок в тексте!
Количество просмотров этой статьи: 226314